Грамотное современное управление медицинским центром подразумевает концентрацию усилий руководства в следующих направлениях:
• УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ (увеличение рентабельности деятельности медицинского учреждения)
1. Управление маркетингом и коммуникациями
Увеличение доходов за счет формирования благоприятного имиджа медицинского центра на рынке медицинских услуг и эффективных отношений с клиентами, местными органами власти, конкурентами, медицинскими страховыми организациями, а также политики объективного и экономически обоснованного ценообразования.
2. Управление лечебно-диагностическим процессом
Увеличение доходов медицинской организации при увеличении производительности труда врачей и среднего медперсонала на основе четкой формализации функций и процессов работы.
Снижение расходов вследствие снижения продолжительности приема врачом пациента, временных затрат на диагностику и лечение одного пациента.
3. Управление эксплуатацией и техническим обслуживанием
Снижение расходов медицинской клиники возможно за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и энергосберегающего оборудования.
4. Управление снабжением и логистикой
Уменьшение расходов ожидаемо, например, при ведении нормирования использования лекарственных препаратов, медикаментов, медицинского и хозяйственного инвентаря.
5. Управление финансированием
Увеличение доходов медицинской организации благодаря эффективному использованию временно свободных денежных средств. Снижение расходов возможно за счет поиска и привлечения дешевых финансовых ресурсов для финансирования деятельности и соответствующего обеспечения роста стоимости медицинского бизнеса.
6. Управление интеллектуальными активами
Уменьшение расходов лечебно-диагностического учреждения прогнозируемо за счет разработки, развития, патентования и правовой защиты, внедрения и оценки рыночной стоимости медицинских технологий и методов диагностики и лечения, ноу-хау, являющихся ценными для эффективной деятельности медицинского центра, потеря которых приведет к затратам или недополученной прибыли.
7. Управление медицинским персоналом и мотивацией
Уменьшение расходов при своевременном и полном обеспечении материальным и не монетарным вознаграждением медицинского персонала клиники в соответствии с результатами труда, достижением целевых показателей; ведении дифференцированной оценки качества работы медперсонала, соответствия отраслевым требованиям квалификации.
8. Управление проектами
Увеличение доходов и снижение расходов возможно за счет поиска и оценки эффективного участия медицинского учреждения в совместных проектах, значимых для результатов его деятельности.
9. Управление безопасностью
Снижение расходов достигается при своевременном реагировании и ликвидации рисков «утечки» коммерческой, медицинской, финансовой информации, разглашения коммерческой и медицинской тайны.
• УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ результатов деятельности медицинского учреждения (качеством медицинских услуг)
1. Управление изменениями
Увеличение качества медицинской помощи за счет, например, постоянного мониторинга и совершенствования технологии оказания медицинских услуг, стандартов диагностики и лечения, реинжиниринга бизнес-процессов, организационной структуры медицинского центра и функций сотрудников.
2. Управление коммуникациями
Повышение качественных показателей деятельности медицинской клиники ожидаемо при снижении коммуникационных барьеров информационного обмена, поощрении сотрудничества и вовлечении персонала ЛПУ в процесс принятия управленческих решений.
3. Управление знаниями
Увеличение качества медицинских услуг, оказываемых медицинским учреждением при практике проведения консилиумов, консультаций с практикующими узкими специалистами, профессорами во всех областях медицины.
4. Управление процессами медицинского центра
Увеличение качества оказываемых медицинских услуг прогнозируемо при внедрении стандартов ISO (ИСО) семейства 9000:2000, и нормативов типа GCP (Good Clinic Practice), GMP (Good Manufacture Practice), GLP (Good Laboratories Practice), JCA и прочих.
Прибыльность медицинского учреждения зависит от успеха реализации мероприятий, кратко описанных выше, оптимальным образом влияющих на эффективность лечебно-диагностического процесса, процессы маркетинга, рекламы, взаимодействия с общественностью (PR), финансирования, технической эксплуатации, мотивации персонала, безопасности, проектного развития, снабжения и логистики. Воздействие на эти компоненты регулирует себестоимость медицинских услуг и уровень доходов предприятия.